Ценный перегруз: Конфликт интересов перевозчика и клиента кроется в формировании цены услуги по перевозке грузов

5 Ноя

Статья посвящена вопросам, связанным с экономической оценкой транспортных услуг. Авторы изучают условия ответственности перевозчика и ее ограничения, касаются соотношения ответственности перевозчика и транспортного экспедитора, а также рассматривают иные факторы, влияющие на определение цены транспортной услуги. Особый интерес статья вызывает исследованием практических аспектов логистической деятельности, в частности, судебной практики.

Для большинства транспортников (перевозчиков, экспедиторов) мантра, состоящая из слов «принять у грузоотправителя», «загрузить», «довезти», «передать грузополучателю», является священной. Ведь качественно исполненный заказ напрямую влияет на степень «любви» клиента и его желание сотрудничать с конкретным перевозчиком в дальнейшем.

Как известно, гармония достигается за счет конструктивного взаимодействия двух противоположных стихий и явлений. Транспортники стремятся нести ответственность за потерю груза именно в том объеме, который существенно не влияет на их материальное положение и активы, но при этом сохраняются партнерские отношения с клиентом. Заказчик же понимает, что в украинских реалиях найти ответственного перевозчика, перевозящего товар за среднерыночную цену, имеющего достаточные материальные и кадровые ресурсы и отвечающего за потерю груза своими активами, достаточно сложно. Конфликт интересов, на наш взгляд, кроется именно в формировании цены услуги по перевозке. Перевозчик нацелен определять цену своих услуг с учетом величины риска и ответственности, которая зачастую связана со стоимостью и некоторыми иными свойствами груза. В то же время логика заказчика сводится к тому, что цена должна привязываться к расстоянию, стоимости топлива, оперативности транспортировки. В условиях конкуренции побеждает подход клиентов.

Граница ответственности

Положениями Гражданского (статья 924) и Хозяйственного (статья 314) кодексов, Уставом автомобильного транспорта (статья 133), а также Конвенцией о договоре ­международной автомобильной перевозки грузов (Конвенция) определено, что за вред, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает в случаях: утраты или недостачи груза — в размере стоимости груза, который утрачен или которого не хватает; повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость; утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза.

Перевозчик отвечает за потерю, недостачу принятых к перевозке грузов, если не докажет, что они возникли не по его вине.

Однако при международной автомобильной перевозке существуют свои нюансы.

Договор международной автомобильной перевозки подтверждается составлением грузовой накладной (CMR). Обязательные реквизиты CMR указаны в статье 6 Конвенции, однако также допускается внести дополнительные данные, в частности: заявление о том, что перегрузка запрещается; платежи, которые отправитель должен оплатить, сумма платежей, подлежащий оплате при доставке, задекларированная стоимость груза и сумма дополнительной ценности его для отправителя, перечень документов, переданных для перевозчика.

Если по национальному законодательству ответственность перевозчика во внутренних перевозках перед клиентом полная, то, исходя из пункта 3 статьи 23 Конвенции, размер возмещения по международной транспортировке не может превышать 8,33 единицы специальных прав заимствования (приблизительно 101,54 грн) за один килограмм отсутствующего веса брутто. Кроме того, возмещению подлежат: плата за перевозку, пошлины, а также другие расходы, связанные с перевозкой грузов, полностью либо пропорционально нанесенному вреду; другой вред возмещению не подлежит (упущенная выгода, штрафные санкции третьих лиц по отношению к заказчику услуги, которые были предъявлены уже самим заказчиком к перевозчику).

Подобные ограничения не распространяются на случаи, когда действия перевозчика расцениваются как умышленное правонарушение.

Стоит отметить следующее: если получатель принял груз и не установил состояние груза в присутствии перевозчика или самое позднее в момент принятия груза, когда речь идет о заметных потерях или повреждениях, или в течение семи дней со дня поставки груза, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, если потери или повреждения внешне незаметны, не сделал перевозчику оговорок, указывающих на общий характер потери или повреждений, поскольку не доказано обратное, считается, что груз был принят получателем в состоянии, описанном в накладной. В случае визуально незаметных утрат или повреждений указанные выше оговорки должны быть сделаны в письменной форме.

Однако грузополучателю стоит иметь в виду, что если в таможенной декларации, иных сопроводительных документах на груз есть отметки о повреждениях, недостаче, то приемку товара необходимо принимать с особой тщательностью, поскольку при расчете вреда будет учитываться, по общему правилу, именно вес поврежденного, утерянного груза брутто.

Для того чтобы перевозчик нес ответственность при международной автомобильной перевозке в размере полной стоимости груза, необходимо выполнить некоторые условия.

Когда грузоотправитель оплатит согласованную надбавку за ценность, а также заявит в CMR стоимость груза, лимит ответственности перевозчика будет рассчитываться из стоимости заявленного груза (статьи 23, 24 Конвенции).

Экспедитор ответит за все

Исходя из положений законодательства, в частности статьи 8 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», перечень услуг, которые предоставляются экспедитором в рамках транспортного экспедирования, не предусматривает предоставления экспедитором непосредственно услуг по перевозке грузов, однако перевозчик может исполнять обязанности экспедитора (часть 2 статьи 929 Гражданского кодекса Украины), но это не изменяет его статус как перевозчика в услугах относительно непосредственного перемещения грузов (постановление Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) от 28 августа 2012 года, дело № 23/100).

Права и обязанности перевозчика и экспедитора являются самостоятельными (постановление ВХСУ от 24 февраля 2010 года, дело № 11/237).

По делу ООО «РДЦ Эксмо-Украина» (клиент) против ООО «ТІР» (экспедитор) № 29/481-13/40 (постановление ВХСУ от 2 февраля 2010 года) о возмещении ущерба вследствие утраты груза перевозчиком, который был привлечен экспедитором, местными судами было правильно установлено отсутствие вины экспедитора в нанесении ущерба с учетом того, что экспедитор исполнил взятые на себя обязательства относительно организации доставки груза. К тому же положения Конвенции регулируют исключительно взаимоотношения между перевозчиком и клиентом экспедитора.

В другом споре ВХСУ по делу № 5019/637/11 от 20 декабря 2011 года указывал, что суды предыдущих инстанций не определили оснований, по которым они отождествили правоотношения, возникшие из CMR между отправителем и перевозчиком, и правоотношения, возникшие из заявки на перевозку, не установили, были ли выполнены сторонами те обязательства, которые возникли из заявки, и не учли требований статьи 316 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которым по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить либо организовать исполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.

Таким образом, в зависимости от того, какой статус имеет исполнитель, будет зависеть объем ответственности перед клиентом, а также возможность применения положений Конвенции.

Цветочки и ягодки

Практика обслуживания складских и логистических операторов свидетельствует о жесткой конкуренции на данном рынке. Заказчики пытаются переложить максимум рисков и максимум ответственности на экспедиторов и перевозчиков. И делают это достаточно эффективно.

Заказчики методично добиваются минимальной цены перевозки. В их понимании транспортная составляющая воспринимается как издержки, которые нужно уменьшать любыми доступными способами. Логика понятна, меньше издержек — больше прибыль.

Каким образом перевозчику, экспедитору, логистическому оператору обеспечить минимальную стоимость? Практически добиться этого возможно лишь путем упрощения и унификации процедур, исключения любых дополнительных сервисов. В результате получаем минимально достаточную услугу за минимальную стоимость. Получил ли заказчик то, чего желал? Да, но при этом он не поступился ни единым условием, касающимся ответственности и рисков перевозчика.

В практике часто встречаются ситуации, когда условия заключенных договоров не отражают процедуры, не регламентируют процессы, не учитывают специфику товара.

До заключения договора необходимо провести определенную подготовительную работу, изучить все особенности транспортировки, маршруты, виды транспорта, количество перегрузок, ознакомиться с требованиями завода-изготовителя, в том числе касающимися упаковки и транспортировки, режима и условий хранения, уточнить, будет ли перевозка осуществлена по единому транспортному документу или же будут отдельные отрезки для международной перевозки и внутренней и т.д. Все это должно быть отражено в условиях договора и, что также немаловажно, отражено в цене. Каким бы требовательным и жестким ни был в переговорах ваш заказчик, как бы он не требовал от перевозчика снизить цену, дать отсрочку и т.д., будьте уверены — заказчик все-таки заинтересован получить свой груз. Вот именно на этой заинтересованности и должны строиться взаимоотношения сторон.

Авторы:

РАТУШНЯК Владимир — партнер ЮФ «Альянс Ратушняк и Партнеры», г. Киев,

ВЛАСОВ Евгений — юрист ЮФ «Альянс Ратушняк и Партнеры», г. Киев

Источник:

http://pravo.ua/article.php?id=100108044